Выпускник-2020

Проект "Общественное конструирование образа выпускника российской школы 2020" запущен, чтобы создать образ выпускника российской школы 2020 года. По результатам проекта мы сможем понять, чего ждут общество и работодатели от школьника в ближайшем будущем.

Проект открылся 29 апреля. Первые результаты планируется подвести 12 июня. Т.е. до завершения проекта осталось меньше недели. С первых дней проекта в нем активно работают педагоги, методисты, психологи, социологи. Пришли на площадку студенты педагогических вузов и заметно поменяли образ выпускника. Осваиваются на площадке юристы и экономисты. Мы очень ждем специалистов и студентов, которые могли бы представить на поле проекта знания и умения, которые нужны будут выпускникам российской школы 2020 года в таких областях как математика, физика, химия, биология, компьютерные науки. Приходите, осматривайтесь и регистрируйтесь. Мы еще пять дней собираем предложения и очень ждём новых участников и новые идеи. Ваш выбор  умений и знаний выпускника увидят члены правительства, выбирающие направление развития российского образования. Устройство площадки позволит нам в конце проекта выделить образы выпускника, одобряемые разными группами. Что считают важным учителя? Что считают важным студенты? Чем отличается портрет, нарисованный студентами информационных специальностей, от портрета, который создали студенты биологи. Всё это удастся увидеть, если будут представлены разные группы.

А теперь о том, какие общие принципы действуют на площадке.

1. Показывать хорошие примеры

Люди не читают инструкций. Это, конечно, не повод инструкции не писать, но реально воздействовать на поведение можно только хорошими примерами. Можно пробовать самим писать шаблоны. Например, Использовать программы для повседневной деятельности, Самоорганизация. И нужно использовать любую возможность поднять вверх хороший пример участника. Особенно если пришел новый человек. А какие к нам уже люди пришли! А какие нежданные свойства принесли – Умение быть благодарным, Некоррупционность мышления, Умение делиться, Память об умерших.
Паттерн – "А если бы меня не было, то кто бы тебе про это рассказал?"

2. Снижать градус пафосности обсуждения

Пафосность не радует и не привлекает. Привлекает открытость и вменяемость. В этом плане исходные ключевые слова проекта – "Россия", "Будущее", "Образование", "Администрация президента РФ" – всё это слова порождающие скорее тревогу и недоверие, чем желание поучаствовать. Само название "Общественное конструирование образа выпускника российской школы 2020" – достаточно пафосное и я для обсуждения быстро начал использовать сочетание "конструктор выпускника"
Наверное, это принцип F.A.D. И как-то пытаться бороться с общими и размытыми формулировками. Тут попытка навязать шаблон: "Что дает это умение, как можно его заметить и измерить". А еще установка – "представь, что ты общаешься с реальным школьником". Сможешь ли ты сказать "Мальчик мой, тебе будет нужна способность к непрерывному самообразованию!"? И картинки в стиле рыжего кота Scratch – "мы собираем будущее из кучи кирпичиков".

3. Не возбуждать, а гасить обсуждения

Такой вот неожиданный паттерн возник на этом проекте. Организационно мы не особо поддерживаем дискуссии и обмен комментариями на площадке. И почти не поддерживаем обсуждения вокруг проекта.Лично мне понравился на WikiSym Вард Кеннингэм с его рабочим принципом – ты нам слов не говори и бумажки своих сертификатов нам не показывай. Хочешь у нас поработать? Садись попрограммируй с нами. Принцип Show Me.

4. Не обещать подарков в будущем, делать интересное настоящее

Людям интересно здесь и сейчас. Обещание – и в результате мы все вместе сможем изменить жизнь в стране – скорее напугает своей ответственностью. Здесь и сейчас можно предложить только внимание, свой собственный интерес и компанию интересных игроков. Здесь и сейчас мы соберем и покажем карту свойств выпускника. Мы поиграем с этим конструктором. Паттерн Даты Туташхиа – "Здесь собрались такие люди, что не к лицу обычная попойка".

5. Не менять правил/ Уметь менять правила

Пока оставим это "противоречие". С одной стороны – начал проект, объявил правила – по ним и играй. С другой стороны, в вики-играх изменение правил является частью игры. Это стайное, сообщное конструирование и если получается, что людям по принятым правилам неудобно, то надо менять правила, а не людей. Есть 6 изначальных корзинок – Наука, Мышление, Труд, Наука, Взаимодействие, Другое, и мы не будем их менять. При этом к корзинкам надо относится философски. Лучшими корзинками могут быть только Другое, Чужое и Хищное. Не нравятся корзинки категорий – структурируй тегами. Заданные в начале проекта категории подошли далеко не всем участникам. Участники начали активно использовать теги и в настоящее время кроме Категорий уже можно выделить новые направления, к которым активно присоединяются свойства выпускников.
Обратите внимание на следующие направления:

6. Показывать результаты

Принцип, близкий к предыдущему. Люди должны максимально далеко-широко видеть вокруг. А в вики обычно с этим общим видением дела обстоят плохо. Собственно для того и нужны стайные советники и комьюнити-менеджеры – чтобы люди видели, что творится вокруг. Кто пришел, что сделал, что получилось. Если мы создаем карту со свойствами, то она должна быть доступна как можно раньше. По-хорошему она должна быть динамической и расти по мере развития проекта. Сейчас карта выглядит так (доступен и интерактивный вариант с описаниями):

Евгений Патаракин

No Comments

Яндекс.Метрика